Война России против Германии

События последних лет жизни заставили Ушинского по-новому оценить значение просвещения для европейской цивилизации. Просветительство в высоком и благородном значении этого слова было наиболее характерной чертой личности Ушинского. Ушинский верил, что просвещение, распространение знаний в народе, развитие посредством обучения и образования нравственности есть непременное условие общественного прогресса: «Увеличение в народе суммы положительных знаний является необходимой предпосылкой совершенствования социального организма каждого государства в отдельности и добрососедства в отношениях между государствами на принципах гуманности».

А между тем начиналась франко-прусская война. Ушинский был поражен разгоравшимися событиями, остро реагировал на каждое сообщение с театра военных действий. «Образованнейшие нации мира грызутся, как дикие волки!» – восклицал он.

Как педагог, он пытался поставить эти события в связь с образованием и просвещением, со школой и учительством. «Неужели школы нужны были только для того, чтобы раздуть коллективное самолюбие племени и дать фразы для прикрытия самых черных дел? Все это способно подорвать веру в образование, в школу».

Анализируя развитие европейских событий в исторической перспективе, К. Д. Ушинский приходил к выводу о том, что в будущем германская агрессивность возрастет и направится против России. «Разве не видать, что Пруссия, эта многоученая и нравственная Пруссия, только еще раскрывает ворота в ужасное будущее для всей Европы, никак не исключая и нас? Если можно что предвидеть в человеческой истории, то я считаю войну России с Германией совершенно неизбежной. Я долго жил в Германии и убежден, что война с Россией будет национальнейшей войной для немцев... Боже, какая страшная перспектива! Война без конца, разорение, оскотение, солдатство... – вот тебе и мирный прогресс».

Но даже и это видение перспективы агрессивной, завоевательной войны Германии против России не поколебало веру К. Д. Ушинского в народное просвещение, веру в конечное торжество разума и справедливости. «Придет время, – писал он, – когда сами немцы сочтут Бисмарка злейшим врагом Германии, Пруссии, человечества».

Однако время это не придет само по себе, его приход зависит от мужества и стойкости людей, от их готовности и способности противостоять агрессии. Военную силу может остановить только сила. Раздумывая о том, какую роль может сыграть школа и учитель в подготовке народа к отражению агрессии, Ушинский считал необходимым, чтобы школа вносила свой вклад в военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Последней прижизненной публикацией Ушинского была его статья 1870 г. под названием «Общий взгляд на возникновение наших народных школ». Под этим на первый взгляд спокойным, даже академически бесстрастным заглавием рассматривался вопрос острейшей социально-педагогической значимости. И те выводы, которыми заключалась эта последняя статья, свидетельствовали о том, что К. Д. Ушинский являлся непримиримым противником антинародной официальной казенной педагогики, что его идея народности была плодом не отвлеченных теоретических изысканий, но главным принципом педагогической системы, отвечавшим насущным потребностям народных масс России в просвещении.


Ушинский - великий русский педагог:
Развитие сети народных школ в России
Посвятил себя делу народного просвещения
Характерные черты просветителей
Развитое общество – успешное образование
Как осуществить распространение образования среди народа
Предпосылки возникновения идеи народности воспитания
Система воспитания в духе русской культуры