Взаимное обучение ученика и учителя

В современной Ушинскому школе обучение шло так, что один учитель обучал детей математике, другой ботанике, третий латыни, четвертый истории и словесности и т. д. Что касается развития и воспитания ученика, то до этого учителю не было никакого дела. Если его ученики умели читать и переводить тексты древнегреческих и латинских авторов, решать известного уровня отвлеченности математические задачи, если ученики помнили страницы соответствующего учебника, то считалось, что учитель хорошо исполнял свой служебный долг. К. Д. Ушинский выступил против такого обучения.

Школьное обучение Ушинский поставил в связь с общим процессом познания человеком окружающей его действительности. Ребенку от рождения присущ интерес к окружающему миру, и потребность в знании для него – необходимое условие жизни и деятельности. Но в школе ученик изучает не знания вообще, а определенные «предметы», или «основы наук». И в тех случаях, когда ученик не видит связи изучаемого им «предмета» с жизнью, не видит пользу его для себя, тогда обучение становится неинтересным. Ученик даже начинает искать возможности избежать непонятного для него обучения. И конечно, такое обучение не оказывает на него развивающего влияния. «До тех пор, – говорил Ушинский, – пока различные предметы учебного курса будут у нас преподаваться, как бы совершенно не зная о существовании друг друга, ученье не будет оказывать никакого существенного влияния на духовное развитие детей, предоставляя его только влиянию времени и жизни, – до тех пор ученье будет нес; увлекательным органическим процессом психического развития, а невыносимо скучным трудом для наставника и ученика».

Сравнивая развитие науки с процессом обучения в школе, Ушинский обратил внимание на то, что это два рода познавательной деятельности, два уровня познания окружающей нас действительности. Несмотря на то что ученого и школьника разделяет огромная дистанция, оба они должны следовать одним и тем же путем познания – путем наблюдения предметов и явлений, изучения и сопоставления фактов как основы для умозаключений и выводов.

Такой путь познания перед учеником открывает учитель-наставник. Он постоянно дает ученикам почувствовать пользу учебной деятельности для их жизни, необходимость привычки и навыков умственного труда, которые он получает в процессе обучения. Сам ученик полезность знаний может понимать слишком упрощенно и неверно, и здесь важна роль учителя-наставника, который поможет ученикам правильно оценить школьное обучение. «Если, например, – замечал Ушинский, – знание древней истории не имеет непосредственного приложения к практической жизни, то это еще не значит, чтобы оно не имело никакого к ней приложения. Если изучение древней истории может подействовать на мой характер и образ мыслей, то может отразиться и в моих поступках».

Учитель-наставник выступает посредником между наукой и учеником. Он как бы наставляет ученика на тот путь, который дает ученику возможность постоянно упражнять и совершенствовать свои познавательные способности: наблюдение, память, мышление. Под руководством наставника укрепляется воля и характер ученика. Особенно заботится наставник об усвоении учащимися тех идей и знаний, которые в будущем должны составить систему взглядов человека

Таким образом, не наука и не знания должны стоять в центре обучения, а сам ученик. Усвоение знаний не должно быть главной, а тем более единственной целью общеобразовательной школы. В руках учителя-наставника обучение является средством развития заложенных от природы в человеке способностей, средством пробуждения познавательной самостоятельности ученика, формирования основ его мировоззрения, воспитания чувств и укрепления воли. И если эти цели обучением не достигаются, то все знания ученика теряют свой смысл.

«При распределении предметов преподавания в общеобразовательных заведениях должно иметь в виду не науки в их отдельности, а душу учащегося в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее развитие, – писал Ушинский. – Не науки должны схоластически укладываться в голове ученика, а знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь».

Какие же моральные качества воспитывает в своих учениках наставник, какими нравственными идеалами он руководствуется, какие цели преследует?


Ушинский - великий русский педагог:
Важно обучение труду с детства
Труд – нравственная основа жизни человека
Размышления о труде учителя
Важнейшая роль учителя для формирования человеческой личности
Значение специальной педагогической литературы
Прогрессивные идеи устройства обучения в России
Важная взаимосвязь теории и практики в педагогике