Жизнь и деятельность в Италии

Ушинский с семьей живет в Вене, Гейдельберге, Ницце. Вскоре он совершает поездку по Италии. «Совестно же быть так долго вблизи Италии и не видеть ее». Италия влекла к себе Ушинского не только как страна с богатым историческим и культурным прошлым: в 60-е годы Италия переживала подъем национально-освободительного движения. Итальянцы, по словам Ушинского, были в это время поистине счастливы, поскольку боролись за лучшее будущее.

В мае 1865 г. он восторженно пишет Л. Н. Моздалевскому: «Я только что воротился из Италии и в восторге от этой прекрасной страны; браню себя сильно, что прожил в Германии. Вот где не любят немцев! – что, конечно, подымает в глазах моих на 20% и без этого прелестную Италию».

В течение долгих месяцев второй заграничной командировки Ушинского неудержимо влекло домой, в Россию. В этот период он ведет углубленную теоретическую и литературную работу. Это и учебные книги, и педагогические статьи, и, наконец, важнейший научный труд «Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология».

«Педагогическая антропология» представляла собой капитальный научный труд, не имевший себе равного в мировой педагогической литературе. К завершению его К. Д. Ушинский шел в течение долгих лет исследований, направленных на выяснение «главнейших черт человеческого организма в приложении к искусству воспитания». Этот главный труд К. Д. Ушинского знаменовал собой эпоху в развитии педагогической мысли, в нем были заложены основы русской педагогики.

Размышляя о возвращении в Россию, Ушинский думал и об университетской кафедре в Одессе. Еще в Швейцарии В. Г. Варенцов склонял Ушинского к тому, чтобы вернуться к научной профессорской деятельности. В. Г. Варенцову Одесский университет, организацией которого он в то время занимался, представлялся будущим рассадником отечественной науки, в котором Ушинский мог бы занять кафедру философско-юридических предметов.

Однако Ушинский не верил в скорое создание университета в Одессе: кто же заинтересован в открытии нового университета, когда и в старых не так много студентов? Но во всяком случае эти надоевшие и утомительные таскания за границу надо кончать: «Лучше прожить зиму, хоть и не в слишком теплом климате, но у себя дома, – писал он на родину. – Может быть, я куплю именьице в Крыму, а может быть, – где-нибудь в Новороссии, если найдется подходящее и недалеко от железной дороги и, конечно, если успею купить и устроиться, потому что болезнь сильно меня одолевает».


Ушинский - великий русский педагог:
Великое дело просвещения
Основные принципы педагогики Ушинского
Война России против Германии
Развитие сети народных школ в России
Посвятил себя делу народного просвещения
Характерные черты просветителей
Развитое общество – успешное образование