Жизнь заставляет нас трудиться

Критически относясь к окружающей действительности и не зная путей изменения ее к лучшему, Ушинский в это время был близок к отчаянию. Если идеалы разума, добра и справедливости не торжествуют, то в чем же тогда смысл жизни? Стоит ли вообще жить без веры в будущее! «...Не шутя – хочется умереть... Отчего я не могу найти спокойствия, когда все уже мною осмеяно, когда уже все меня так мало занимает, когда я сам, мои пороки, мое назначение и прочее – стали для меня скучным, избитым предметом?! Хочется умереть!..»

Не видя в ближайшей исторической перспективе те силы, которые привели бы к победе гуманистических идеалов, Ушинский вновь обращает взоры к внутреннему миру человека. Общественные беды и неурядицы, зло и несправедливость он объясняет недостатками и несовершенством самого человека. В его сознании вырастает своеобразная теория, в которой причудливо переплетаются историческая реальность и идеалистические воззрения.

Два противоположных начала борются в человеке: разум и эгоизм. Разумное Ушинским связывалось со всем передовым, демократическим, прогрессивным, эгоистическое – с отжившей свой век сословностью.

Внутренний мир человека кажется Ушинскому разделенным на две части, одну из которых составляют чувства, подвластные эгоизму, другую – свободный и независимый разум. Первое (аристократия чувств) – эфемерное, ничтожное и губительное для человека начало, второе (плебей-разум) – созидательное начало. Чувства должны предстать перед судом разума, должны быть побеждены им и облагорожены. Торжество разума над сословным эгоизмом неизбежно. Это будет самой великой революцией в истории человечества. Ради этой победы стоит жить и трудиться. «Пойдем теперь на поле битвы, заглянем во все сферы, где совершается эта победа ума: в жизнь общественную, в жизнь домашнюю, в жизнь индивидуальную, в религию, поэзию, в художества, в науку. Везде мы найдем эту революцию в разных формах, – и везде увидим торжество плебея-ума, везде услышим стоны погибающей аристократии чувств».

Для участия в великой духовной революции нужны люди сильного характера и непреклонной воли. Ведь придется отказаться от многого, от всего, что ценится окружающими: карьеры, богатства, почести, славы. Социальное угнетение нельзя устранить силой. Насилие принесет только новые бедствия. Изменение самого человека явится основой светлого и счастливого общества будущего. Нужно не покладая рук трудиться во имя этого будущего, не боясь опасностей и лишений.

Мысль Ушинского лихорадочно работала, и на страницы дневника быстро ложились одна за другой все новые и новые строки.

«Приготовлять умы! рассеивать идеи!.. Вот наше назначение. Мы живем не в те годы, чтобы могли действовать сами... будем трудиться для потомства! Пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию, – дела появятся сами... Тихо, покорно будем нести гнет, от которого избавим наших потомков. Предупредим бедствия перелома. Будем трудиться над постройкой чудного здания, которому внуки наши дадут свое имя, истинных творцов которого никто и никогда не узнает. Пренебрегая насмешками, терпя гонения, жертвуя всем... наслаждениями семейства, почестей, славы, богатства, не убегая туда, где живут счастливее, отказавшись совершенно от самих себя, – работать для потомства!»

Так определял для себя жизненный путь К. Д. Ушинский на пороге зрелости, когда пришло наконец долгожданное известие о назначении. Ему поручалось исполнение обязанностей профессора в Ярославском Демидовском лицее.


Ушинский - великий русский педагог:
Педагогическая деятельность в Ярославском лицее
Проблемы развития человека в современном обществе
Царское министерство просвещения
Власть против профессора Ушинского
Время отдано работе
Ушинский усиленно изучает историю
Путь к намеченной цели