Значение специальной педагогической литературы

Воспитатель стремится узнать человека, «каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями... знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера».

Было бы наивным полагать, что, говоря это, Ушинский не сознавал бесконечной обширности научных знаний о человеке и не считался с возможностями учителя. Очевидно, при этом Ушинский не мыслил себе такого учителя, который в изучении человека опирается исключительно на свои наблюдения, использует только свой личный опыт. Ушинский рассматривал учителя как члена большой учительской семьи, объединенной общностью идей и устремлений. И то, что непосильно для одного человека, вполне достижимо для учительского коллектива.

Важным источником знаний о человеке является литература, в том числе литература педагогическая, в которой обобщен опыт многих учителей, и литература психологическая, содержащая новые данные психологических исследований. Однако литература для учителя – пе единственный источник знаний о человеке. Как главный деятель педагогического процесса, учитель постоянно следит за развитием своих учеников. «Он изучает своего воспитанника, его способности, наклонности, достоинства и недостатки, подмечает развитие ума, руководит им, хочет давать направление воле, упражнять рассудок, раскрывать разум, борется с леностью, с упорством, искореняет дурные природные наклонности, формирует вкус, внушает любовь к истине – словом, ежеминутно вращается в области психологических явлений».

Не одними будничными школьными заботами поглощен учитель – он живет интересами общества, делами всего народа. И только это живое участие в делах общества является гарантией того, что учитель с честью может выполнять свою миссию наставника.

По мысли Ушинского, учитель осуществляет благородную миссию просвещенного посредника между поколениями. Он «чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения».

Глубоко понятое и раскрытое Ушинским общественное призвание учителя увлекало многих представителей прогрессивной интеллигенции на путь педагогической деятельности. И хотя в условиях дореволюционной России его просветительские идеалы невозможно было осуществить, и сам Ушинский понимал это, он верил, что наступит время, когда в обществе будет оценено по достоинству значение учителя как главного деятеля народного просвещения. Одному из своих корреспондентов Ушинский писал: «Вас ждет, господа, лучшее время, чем то, в которое мы бились, как рыба об лед; готовьтесь же с любовью, с увлечением к тому великому поприщу, которое вас ожидает...»


Ушинский - великий русский педагог:
Прогрессивные идеи устройства обучения в России
Важная взаимосвязь теории и практики в педагогике
Сравнивая медицину и искусство воспитания
Природные богатства страны и связь с трудом
Если вспомнить жизнь римского гражданина
Жизнь и деятельность великого педагога
Какими были годы обучения в гимназии